В 1950 году Алан Тьюринг предложил свой оригинальный тест как способ определить, может ли компьютерная программа думать как человек. В ходе испытания несколько судей должны общаться одновременно с компьютером и человеком, и по результатам общения определить, кто из собеседников робот, а кто — человек. Если судьи поверят компьютерной программе, значит, она действительно обладает искусственным интеллектом.
Первый тест Тьюринга был проведен 8 ноября 1991 года в Музее компьютерной техники Бостона. Среди участников было восемь компьютерных программ, которые общались с судьями через модемы, и два человека, также доступные в режиме удаленной связи. Судьи видели только номер терминала (от 1 до 10) и названия тем для общения. Вот некоторые из тем: «Сухой мартини», «Шекспир», «Романтические отношения». Темы для разговора были предложены доктором Робертом Эпштейном, одним из организаторов мероприятия. Пять из десяти судей решили, что под ником Whimsical Conversation (Эксцентричная беседа) скрывается человек.
В действительности это был компьютер под управлением программы PC Therapist III. И это была первая победа! Давайте немного оглянемся назад и по-именно вспомним всех тех лингвистических ботов, кто уже успешно проходил тест Тьюринга у многочисленных научных комиссий.
Бот: PC Therapist
Джозеф Вейнтрауб (Joseph Weintraub)
Число побед в конкурсе: 4 (1991, 1992, 1993, 1995)
Первую программу, которая одержала победу над другими чат-ботами в борьбе за премию Лебнера, разработал Джозеф Вейнтрауб. Более того, его бот PC Therapist четырежды занимал пьедестал почета. Первая версия бота PC Therapist была создана в 1986 году. Психолог по образованию, Вейнтрауб вдруг решил стать программистом, причем начинал осваивать язык общения с техникой на Больших Компьютерах. Опыт и разочарования психотерапевта-человека выплеснулись и реализовались в компьютерной программе, юмор и манера общения которой чем-то напоминали знаменитого юмориста Вуди Аллена.
Толчком к переквалификации, а точнее — компьютеризации психолога послужило знакомство Вейнтрауба с первой программой искусственного интеллекта Элизой (ELIZA).
Однако Элиза не имеет базы знаний и обширного словарного запаса. Общение с Элизой наскучило Вейнтраубу через десять минут, после чего он пришел в ярость из-за впустую потраченных на ее приобретение денег. Он решил создать лучшую «говорящую программу». Несколько дней он провел, разрабатывая алгоритмы и структуру программы, затем приступил непосредственно к созданию кода первой версии PC Therapist. На это ушло много дней и бессонных ночей.
В сентябре 1986 года он основал компанию Thinking Software, чтобы вывести свое детище на коммерческий рынок программного обеспечения. Первая коммерческая версия «Терапевта» продавалась по $29.95 и встретила одобрение пользователей. Они находили ее остроумным и забавным собеседником.
Программа постоянно совершенствовалась, ее базы данных и словарный запас росли, поглощая почти все, что вводили при общении пользователи. Через год вышла версия, которая включала синтезатор речи с использованием звуковой карты Creative Labs SoundBlaster, отныне программа заговорила чистым и понятным человеческим голосом.
Пользователи доверяли боту самые сокровенные тайны, желания, эмоции… PC Therapist всегда отвечал беспристрастным, спокойным голосом, но по желанию его создателя, с определенной долей юмора.
В четвертой версии PC Therapist появилась анимированная говорящая голова и простенький синтез речи через PC Speaker. Подростки использовали программу не только как собеседника, который не читает нудных нравоучений, а говорит на любые актуальные для них темы, но и в качестве клавиатурного тренажера.
Программу можно использовать и как обучающее средство. Для этого достаточно переименовать файл базы знаний программы KBASEK и «скормить» Терапевту 50-100 фраз, объединенных общей темой. На основе этой информации PC Therapist создаст новую базу данных и сможет общаться со студентами, развивая их и собственные знания.
Бот: TIPS
Томас Уолен (Thomas Whalen)
Число побед в конкурсе: 1 (1994)
Томас Уолен родился в 1951 году в Британской Колумбии (Канада). Докторскую степень по экспериментальной психологии он получил в университете Далхаузи (Галифакс, Новая Шотландия).
Доктор Уолен проводит исследования по человеческим факторам информационных технологий для правительства Канады в Научно-исследовательском центре в Оттаве с 1979 года.
Текущие исследовательские проекты относятся к разработке новых сетевых сервисов и человеческого интерфейса для компьютерных сетевых приложений. Подход доктора Уолена опирается на изучение фактического поведения человека, а не его психологии. Каждая новая система тестируется на тысячах людей, в результате чего собираются и анализируются огромные объемы информации. Его компьютерная программа TIPS (название можно перевести как «советы») предоставляет возможность хранения, систематизации и поиска важной части результатов его научных исследований по лексическим шаблонам.
Эта программа завоевала премию конкурса Лебнера в 1994 году.
Бот: HeX
Джейсон Хатченс (Jason Hutchens)
Сайт Джейсона Хатченса: jasonhutchens.me
Сайт бота MegaHAL: megahal.alioth.debian.org
Число побед в конкурсе: 1 (1996)
Джейсон Хатченс — разработчик компьютерных игр, веб-сайтов и признанный эксперт в области Искусственного Интеллекта. В настоящее время Джейсон находится в шестимесячном отпуске, который он использует для работы над своими многочисленными проектами. Живет в Австралии, свою награду за победу в конкурсе Лебнера получил еще в период обучения в университете Западной Австралии. Бот HeX, лауреат премии, имел сравнительно небольшой размер в 50 Кбайт, а его база знаний насчитывала около сотни «домашних» заготовок фраз и предложений.
Боты Хатченса — как дети, и его последний ребенок, программа «Хэл», созданная совместно с израильской компанией Artificial Intelligence Enterprises (Ai), ведет себя как настоящий младенец. Свое имя Хэл получил в честь кибернетического персонажа романа Артура Кларка «Космическая одиссея 2001 года». Он внимательно слушает своих учителей, которые как заботливые родители разговаривают с ним на различные темы, читают стихи, сказки, отвечают на его вопросы.
Алгоритмы самообучения программы позволяют ей постепенно осваивать новые знания, формулировать ответы или «речевые реакции» на слова учителя.
Малыш Хэл дорос до серьёзного речевого симулятора МегаХэла (MegaHal), эта компьютерная программа на текстовые вопросы пользователя, которые вводятся с клавиатуры, отвечает натуральным «человеческим» голосом, запоминает всю введенную информацию и обучается на ней, поэтому она не ограничивается только английским языком.
Бот: Converse, Do-Much-More
Дэвид Леви (David Neil Laurence Levy)
Число побед в конкурсе: 2 (1997, 2009)
Дэвид Леви (родился 14 марта 1945 года в Лондоне) — знаменитый британский шахматист, гроссмейстер, исследователь искусственного интеллекта, писатель, автор более 40 книг о шахматах и компьютерах. Его книга «Love and Sex With Robots», вышедшая в 2007 году в США, посвящена теме отношений людей и роботов, он считает, что уже к 2050 году будут возможны браки между роботами и людьми.
Еще в 1968 году Леви заключил пари с четырьмя профессорами университета о том, что в течение 10 лет он не потерпит ни одного поражения в игре в шахматы от компьютера. И выиграл это пари!
Следующим чат-ботом Дэвида Леви стал Do-A-Lot (Сделай-Много), над ним вместе с Дэвидом два с половиной года работала маленькая команда из одного программиста и эксперта по лингвистике. Позднее Do-A-Lot лег в основу чат-бота Do-Much-More.
Над созданием бота Do-Much-More (Сделай-Еще-Больше) трудилась компания Intelligent Toys Ltd, которую Дэвид Леви создал в 2001 году. Эта компания имеет твердые намерения стать ведущим мировым производителем разговорного программного обеспечения для веб-сайтов и потребительского рынка. Чат-бот Do-Much-Morе способен накапливать специальные знания из любой области, его можно «выучить» на инженера, врача, экономиста… Такой робот прекрасно справится с работой автоответчика и консультанта на веб-сайте или в инфокиоске любой компании.
Три четверти программного кода Do-Much-Morе выполнено на языке С++, одна четверть — на С. Исполняемый модуль занимает примерно 1,9 мегабайта и использует несколько крупных баз данных.
Бот: Computational Behaviorist (Albert One)
Робби Гарнеp (Robby Garner)
Число побед в конкурсе: 2 (1998, 1999)
Своего первого бота Max Headcold Гарнер создал еще в 1995 году. Чат-бот Макс служил для сбора данных о посетителях веб-чата и развлечения клиентов книжного интернет-магазина FringeWare.
Понимая, что от программы требуется нечто большее, чем однообразные ответы на вопросы, он встроил в нее ряд дополнительных эвристических алгоритмов, создававших мощнейшую иллюзию общения с человеком.
При разработке бота Behaviorist возникли определенные проблемы, связанные с поиском информации в базах данных большого объема. Бот надолго «задумывался» перед каждым ответом, задержки выдавали его. Поэтому Гарнер создал гибрид из двух ботов — Albert (написанный на С++) и одной из Паскаль-версий ELIZA, и реализовал их в среде разработки Visual DataFlex, чтобы пользоваться стандартными алгоритмами запросов к БД.
Бот: ALICE
Ричард Уоллес (Richard Wallace)
Сайт: http://alicebot.blogspot.com
Число побед в конкурсе: 3 (2000, 2001, 2004)
Название бота A.L.I.C.E расшифровывается как Artificial Linguistic Internet Computer Entity или «Искусственная Лингвистическая Интернетно- Компьютерная Сущность». Алиса неоднократно выходила победителем в соревнованиях с другими «говорящими программами». Этот бот в общении с человеком использует эвристические шаблоны, которые получает непосредственно от собеседника.
Ричард Уоллес начал работу над программой ALICE в 1995 году.
В 1998 году он переписал весь код на Java. Программа использует XML-схему, которая называется AIML (Artificial Intelligence Markup Language, или Язык Разметки Искусственного интеллекта), для определения эвристических правил разговора. AIML появился в 2001 году и привел в проект новых разработчиков, которые внесли свой вклад в его развитие.
Версия AIML, используемая в ALICE, распространяется под лицензией GNU GPL, поэтому существует множество свободных реализаций этого языка, а также интерпретаторов, его использующих.
Бот: Ella
Кевин Коппл (Kevin Copple)
Сайт: http://www.ellaz.com
Число побед в конкурсе: 1 (2002)
Кевин Коппл (родился 4 августа 1955 года) занимается программированием систем обработки естественного языка с компанией EllaZ Systems. Эмигрировал из США, в настоящее время проживает в Тяньцзине, Китай.
Будучи инженером-химиком ядерной и нефтяной промышленности, занимался торговлей химикатами между китайскими и американскими компаниями, несколько лет работал в качестве патентного поверенного в области защиты прав интеллектуальной собственности.
В международном конкурсе премии Лебнера Элла была второй в 2001 и стала победителем в 2002 году. Она также неоднократно занимала призовые места в Chatterbox Challenge. Заметна преемственность в названии бота, и она обоснованна — Элла расширяет потенциал Элизы в направлении интерактивных логических игр и живого разговора, естественного языкового взаимодействия.
Новейшее виртуальное детище компании EllaZ Systems, электронный интеллектуальный помощник AIVault может запоминать любую информацию. Его постоянно расширяющаяся база данных как губка впитывает в себя все — обычный или форматированный текст, изображения, звуковые файлы и гиперссылки. AIVault не просто копилка ресурсов и данных, это электронный секретарь, который найдет и выдаст ответ на любой вопрос.
Бот: Jabberwock
Юрген Пирнер (Juergen Pirner)
Сайт: http://www.abenteuermedien.de/jabberwock/
Число побед в конкурсе: 1 (2003)
С ботом Jabberwock можно говорить на любую тему. Он знает более 30 тысяч слов и 2.200.000 предложений. Но при общении с этим виртуальным зверем будьте внимательны: Jabberwock очень своенравный и может показать характер! Кроме награды в конкурсе Лебнера он не раз становился призером в соревнованиях чат-ботов Chatterbox Challenge. Юрген Пирнер, автор бота, родился в 1956 году в Германии.
Стихотворение Льюиса Кэрролла «Jabberwocky» (Абракабабра), несомненно, послужило источником вдохновения при создании бота, а также оказало влияние на некоторые черты характера этого виртуального персонажа, из-за этого он немногословен, постоянно раздражен и часто даже груб. Со временем база знаний бота была расширена до нескольких миллионов словосочетаний.
Бот: Jabberwacky
Ролло Карпентер (Rollo Carpenter)
Сайт: http://www.jabberwacky.com/
Число побед в конкурсе: 2 (2005, 2006)
Группа английских ученых под руководством Ролло Карпентера начала работу над проектом «говорящего робота» Jabberwacky еще в 1988 году, а в Интернет он вышел в 1997-м. Это уникальный, самостоятельный проект, никак не связанный с другими разработками в области искусственного интеллекта. Когда проект набрал достаточный коммерческий потенциал, была создана специальная компания для управления проектом — Icogno Ltd.
Программа имитирует естественный человеческий разговор в интересной, развлекательной и даже юмористической манере. Jabberwacky не просто болтает на различные темы, он учится. В некотором смысле он служит реализацией обучающей лингвистической модели, запоминает факты, условия и правила.
Обучение на основе разговора с собеседником позволяет накопить базу знаний, создает базовый интеллект и даже формирует характер, но не может использоваться в реальных бизнес-условиях, когда требуется контроль над разговорной речью и выдаваемыми фразами.
Поэтому робот оснащен коммерческим набором скриптов, которые позволяют контролировать все ответвления в деревьях возможных ответов, исключать тупики и замкнутые циклы, возвраты, формировать предложения из исходного словосочетания или его части, предполагать и прогнозировать направления беседы, извлекать данные и многое другое. Все это обрабатывается, в отличие от любой другой технологии, с применением нечетких шаблонов, разнообразием вариантов и глубокими связями.
На кафедре информационно-управляющих и мультимедиа-систем Санкт-Петербургского университета культуры и искусств была успешно реализована идея использования технологии Jabberwacky в процессе обучения английскому языку. Робот Джордж помогает изучать язык в проекте LiveEnglish.
Бот: Ultra Hal
Роберт Медекза (Robert Medeksza)
Сайт: http://zabaware.com/
Число побед в конкурсе: 1 (2007)
Ultra Hal — это виртуальный помощник, секретарь, собеседник и даже друг. Он (или она, в зависимости от ваших предпочтений) поможет вам стать более организованным, научит пользоваться компьютером и развлечет вас. Ultra Hal многолик, бот предоставляет выбор из нескольких анимированных персонажей, он говорит с вами через колонки или наушники, подключенные к вашему компьютеру, своим собственным голосом. Hal понимает речь (но исключительно по-английски), с ним можно общаться не только в чате, но и голосом. Ultra Hal может общаться на любые темы, имеет огромную базу данных и способность к обучению.
Память Хэла можно использовать в качестве записной книжки, он запомнит телефонные номера, адреса электронной почты, почтовые адреса, даты встреч и дней рождения. Бот может автоматически набирать телефонные номера и вести переписку по электронной почте. Ultra Hal может для вас запускать программы на вашем компьютере, он также окажет помощь в работе с программами, «озвучит» справочник. Hal автоматически находит все программы в меню «Пуск» системы Windows. Вы можете голосом попросить его запустить любую программу — и он выполнит ваш приказ. Ultra Hal поможет просматривать интернет-сайты, зачитает сводку погоды, новости и даже найдет в Интернете любую информацию.
Разработкой и постоянным совершенствованием бота Ultra Hal занимается компания Zabaware, которая базируется в городке Эри, штат Пенсильвания, и специализируется на технологиях искусственного интеллекта. Миссия компании «научить компьютер думать» когда-то считалась мечтой и фантастикой.
Роберт Е. Медекза основал компанию Zabaware когда ему было всего 24 года. Он с отличием закончил университет Ганнона, а передовые технологии и компьютерное программное обеспечение привлекли его внимание еще во время учебы.
База знаний чат-бота Hal насчитывает 1.193.938 предложений и словосочетаний, полученных в результате 181.276 разговоров с 76.776 собеседниками. И она постоянно расширяется.
Бот: Elbot
Фред Робертс (Fred Roberts)
Сайт: www.artificial-solutions.com
Сайт бота Elbot: www.elbot.com
Число побед в конкурсе: 1 (2008)
Этот робот-весельчак появился в 2001 году. Неоднократно занимал призовые места в соревнованиях ботов Chatterbox Challenge, в 2003 был близок к победе в конкурсе Лебнера и, наконец, в 2008 получил ее. Он с гордостью признается, что является роботом, а не человеком, поэтому периодически нуждается в хорошей смазке, не любит одиночества и обожает общаться с людьми.
В свободное время бот занимается чтением телефонных книг, словарей, газет, энциклопедий и скучных инструкций на все на свете. В газетах ему особенно нравятся колонки с рекламой и объявлениями. Elbot собирает коллекцию штрих-кодов, также увлекается изучением людей.
Компания Artificial Solutions, в которой работает Фред Робертс, также является владельцем торговой марки Lingubot, виртуального говорящего помощника, проводника по интернет-сайтам. Эта технология была разработана немецкой компанией Kiwilogic, а затем приобретена Artificial Solutions.
Бот: Suzette/Rosette
Брюс Уилкокс (Bruce Wilcox)
Сайт: ai.bluemars.com/chat
Число побед в конкурсе: 2 (2010, 2011)
Учить компьютеры думать Брюс Уилкокс начал давно, он создал интерпретатор MTS/LISP (LISP используется в Мичиганском и ряде других университетов еще c начала 70-х годов прошлого века), чтобы иметь возможность писать программы, играющие в древнюю настольную игру Go. В начале 80-х Уилкокс написал NEMESIS Go Master для IBM-PC, первую программу для игры в Go, которая позднее была переиздана в Японии (с названием Taikyoku Igo). Уилкокс стал соучредителем компании Toyogo Inc, которая разработала первое автоматическое устройство для игры в Go (1987-2004). Позднее компания обанкротилась.
Работа над чат-ботом Сьюзетт началась в 2008 году, а уже в 2009-м он стал лучшим среди новичков в соревнованиях Chatterbox, в 2010 году взял приз Лебнера, обманув одного из четырех судей. Брюс Уилкокс называет Сьюзетт Синим Репликантом с планеты Марс.
Здесь наверняка не обошлось без влияния фильма «Аватар». Уилкокс искренне верит, что настанет день, когда нам (людям) станут не нужны мыши, клавиатуры и прочие устройства ввода информации. Мы будем просто говорить с компьютером или спрашивать его обо всем, что мы хотим узнать.
Разработкой чат-ботов Брюс Уилкокс занялся, когда начал сотрудничать с компанией Avatar Reality. Перед компанией стояла задача создания виртуальных аватар пользователей, которые будут продолжать функционировать даже когда пользователь находится в оффлайне. Причем эти пользовательские аватары должны имитировать особенности поведения, жестикуляции и речи человека, их владельца. Но разработка аватар затянулась, и компания согласилась на создание Уилкоксом чат-ботов, которые смогли бы заменить людей в виртуальных игровых мирах.
Другие позволяют ей «самостоятельно» выдавать информацию, как только она «почувствует», что получила контроль над течением беседы. Шаблоны (в отличие от ALICE или ULTRAHAL) опираются на «смысловые» модели, а не на структуру слов. Робот анализирует исходное предложение собеседника и принимает решение, какие темы имеют наибольшее соответствие по ключевым словам, а затем сканирует набор правил этих тем и решает, что делать дальше.
Если ничего похожего среди знакомых тем найти не удается, Сьюзетт может принять решение случайно, возразить или поспорить с исходным утверждением, или предложит перейти к другой, ближайшей по смыслу теме. Во время беседы бот узнает факты о собеседнике, запоминает их и использует в разговоре. Например, если Сьюзетт узнает, что у вас есть собака, она может раскрыть эту тему и вернуться к ней позднее, но в разговоре с другим собеседником она не будет использовать и даже упоминать эти знания.
В дальнейшем Уилкокс планирует перевести движок бота на платформу с открытым кодом, по мере возможности исправить все ошибки, которые всплывают в результате онлайн-тестирования в сети Интернет и при участии в различных соревнованиях, постоянно расширять возможности Сьюзетт. Чтобы узнать информацию о каком-либо предмете, она научится читать книги и текстовые документы.
Последние конкурсы 2010 и 2011 годов проходил в Университете штата Калифорния (Лос-Анджелес, США). Бронзовую медаль и $3000 за первое место получил Брюс Уилкокс и его бот Suzette. В 2011 году он повторил свой успех — на этот раз с Rosette, сильно-усовершенствованной версией Сьюзетт.
В заключении
Премия Лебнера присуждается ежегодно начиная с 1990 года. В конкурсе соревнуются между собой в прохождении теста Тьюринга «говорящие» программы и их создатели.
Наиболее «человечной» (по мнению судей) вручается премия в 3000 долларов. Первой программе, которая успешно пройдет стандартный текстовый тест Тьюринга, будет вручена серебряная медаль и приз в двадцать пять тысяч долларов. Программе, которая пройдет текстовый, визуальный и звуковой тест, будет вручена золотая медаль и сто тысяч долларов.